Южная Индия для россиян

Назад

Про шутинги

Слово shooting давно вошло в лексикон русских туристов в Индии. Переводится оно, как "съёмки" - фильма ли, музыкального видеоклипа, рекламы или других проектов.

Существовавшая и ранее мода на использование белокожих статистов в индийском кинематографе сейчас находится на пике - без участия европейцев не обходится ни один приличный индийский фильм, на какой бы из студий он не был выпущен. Такое положение дел более чем устраивает самих статистов, потому что поддерживает их материальное благосостояние во время туристических поездок, а некоторым и вовсе позволяет месяцами жить в Индии, не имея других источников дохода.

Однако самое интересное заключается в том, что большинство белолицых участников массовки - выходцы с просторов бывшего СССР или, проще говоря, русскоязычные. Причины этому феномену называют разные. Одни говорят, что если туристы из других стран приезжают ненадолго, то русские зачастую задерживаются на несколько месяцев, и им проще попасть в индустрию развлечений. Другие считают, что если мы переводим оплату в рубли, то европейцы пересчитывают в доллары и евро, и полученные суммы их совсем не вдохновляют. Так или иначе, но факт остаётся фактом - на съемочных площадках в Индии зачастую звучит именно русская речь.

 

Впервые в массовку попадают через многочисленных друзей, агентов и друзей агентов. В принципе, приехав в Индию, можно спросить любого "закоренелого" туриста. Если он не снимался сам, то скорее всего знает тех, кто участвовал в съёмках и сможет составить протекцию.

Платят очень по-разному. Например, в Ченнае минимальная ставка - 2000-2500 рупий в день. В рублях это примерно столько же. В Болливуде за день можно заработать и пять, и восемь тысяч рупий, но это если "актёр" живёт неподалёку и в курсе существующих тарифов. Меньше всего получают русские гоанцы. Их непритязательность в плане условий и оплаты - притча во языцех, и агенты этим бессовестно пользуются, редко выплачивая на руки больше 1500-1700 рупий в день.

 

Чаще всего самым интересным в съёмках оказывается перерыв на бесплатный завтрак или обед. Оставшаяся часть дня проходит одинаково скучно - вы сидите где-то в сторонке и часами ждёте, пока вас не вызовут на площадку.  Люди развлекаются как могут - кто читает, кто болтает без умолку, кто сидит, уткнувшись в смартфон, есть и те, кому удаётся поспать. Однако убежать с площадки по своим делам не получится. Ответственный за статистов агент тут же отлавливает беглецов и приводит их обратно, ведь если человек не нужнен сейчас, это ещё не значит, что режиссер не вызовет уже через минуту.

Одним из ярких впечатлений для новичка может стать толпа зевак, которая всегда сопровождает съёмки за пределами закрытых павильонов и отелей. Они так жаждут рассмотреть любимых и не очень актеров поближе, что сотрудникам кинокомпаний регулярно приходится выводить из кадра того или иного глазеющего бездельника.

 

Как говорят опытные статисты, красивых костюмированных фильмов - один на сотню. Для других девяносто девяти вас попросят придти в своей "европейской" одежде, и в ней же помелькать где-то на заднем плане, в то время, как на переднем будут танцевать и влюбляться местные звёзды первой величины. Впрочем, иногда можно сделать стремительную карьеру, и из статиста превратиться в исполнителя эпизодической роли. Катализатором для превращения послужит просьба режиссера заучить пару фраз и озвучить их перед камерой, которая будет снимать вас крупным планом. Не все знают, что такая работа квалифицируется по-другому, и соглашаются на неё без изменения условий. Старожилы же в таких случаях первым делом добиваются у агента подтверждения, что оплата возросла хотя бы вдвое, и только затем начинают учить роль. Среди других поводов для повышения оплаты: ночные съёмки, съёмки дольше 12 часов, съёмки в бикини для девушек или просьба задействовать в кадре какие-либо профессиональные навыки, как-то: станцевать или сыграть на музыкальном инструменте.

 

Настоящую карьеру, кстати, тоже возможно сделать. Если не прославиться, то хотя бы дорасти до ролей второго плана. Вот что говорит об этом Ира Сыроежкина, известная в сети по блогу, в котором рассказывает о своих болливудских "приключениях":

«Если у тебя подходящие данные, то можно очень стремительно подняться из массовки в "настоящие актеры". Со временем я заметила, что есть определенные критерии "красоты по-индийски". Карьеру может сделать девушка, похожая на индианку, но с белой кожей или, наоборот, классическая блондинка. Белые волосы, большие светлые глаза, не очень высокий рост, аппетитная фигура - идеал "европейской" женщины в индийском кино. Рост выше среднего, излишняя продолговатость, короткие или кудрявые волосы, родинки на лице – плохо»

 

Если кинокарьеры недостаточно, можно найти предложения из смежных сфер индустрии развлечений. Зачастую требуются подставные гости на местные высокопоставленные свадьбы, танцовщицы, промоутеры, акробаты и артисты-фаерщики. Иногда предлагают и более рисковую работу - сыграть роль в реальной жизни. Например, европейского партнёра компании перед собранием инвесторов, или представителя заграничного контролирующего органа. Тут за час можно легко заработать дневную ставку, но надо понимать, что согласившись, актёр переступает грань закона, поэтому такие предложения лучше игнорировать.

 

Что касается съёмок, о них страшилки тоже рассказывают, но чаще всего они относятся к поворотам сюжета. Например, посадили массовку в самолёт и стали так натурально его захватывать, что у некоторых статистов началась настоящая паника. Или пригласили девушку на съемку в эпизоде, а по приезду оказалось, что в павильоне собрались одни мужчины, а роль заключается в том, чтобы переодеться в бикини и делать массаж главному герою. Но конец у таких историй всегда хороший - деньги заплатили, не тронули, накормили и отпустили восвояси.

 

Бывают и забавные истории, как, например, рассказанная Ирой в её блоге:

 

«Мы поехали в город Хайдарабад на выходные. Там снимали кино про великого игрока в крикет. Менеджером проекта назначили Абдулу - добродушного гнома из далекой южной деревни, который не то чтобы не говорит по-английски, а даже на хинди всё чаще молчит. Менеджер проекта - это такой человек, который должен сопроводить группу, поселить в отеле, договориться насчет завтрака, обеда и ужина, организовать транспорт до съемочной площадки и обратно. Проследить, чтобы никто не потерялся, не скурился и не передумал. Убедить диких пальмовых людей в том, что не стоит мальчикам ходить в кадре голыми босиком, а девочкам по мусульманскому городу - в набедренных повязках. Что жить в палатке - плохая идея, что курить в автобусе с кондиционером и глухими окнами - пять тысяч рупий штрафа, май френд. Гигантской силы воли и стальных нервов должен быть этот менеджер проекта. Первое, что сделал Абдула - забыл Антона на заднем сиденье, а Васю - на стоянке между Белгаумом и Хайдарабадом. Потом он ошибся чемоданом и перепутал автобусы. Группа из семи человек взяла шефство над Абдулой. Ваня нарисовал английский алфавит и завел Абдуле словарик важных слов. Оставляя Абдулу одного на ресепшн гостиницы, он просил администратора присмотреть за нашим менеджером проекта. Абдула спал на кушетке третьим в двухместном номере, вечно голодал, потому что, пока искал место с едой, терялся на чердаке. Каждый вечер учился есть вилкой тот бирьяни, что мальчики хранили специально для него. По утрам Ваня вдохновенно рассказывал, как Абдула вчера репетировал 15 минут, прежде чем спуститься к нам в комнату и сказать : "Завтра в 8 утра - у входа. Не опаздывайте!" Отрабатывал не только английскую речь, но и строгую подачу. "Он у меня через год Нобелевскую премию получит" - говорил Ваня. Вместо выходных мы провели в Хайдарабаде больше недели и могли наблюдать эволюцию Абдулы. Абдула расправил плечи, осмелел, освоил язык так, что мог поддерживать беседу, снял лунги и купил джинсы в местном "Ашане". С утра до заката он стал сидеть на бордюре возле отеля и с важным лицом вести переговоры по мобильному телефону. Перестал улыбаться по пустякам, начал по-деловому смеяться над деловыми шутками делового человека. Редкими вечерами вспоминал себя прежнего, переодевался обратно в лунги и шел к нам в комнату показать телефонофотки сыновей и видеоролики про жену. Когда неделя в Хайдарабаде закончилась и Абдула поехал домой, то все почти плакали, а вчера завели в WhatsApp`e профсоюз имени Абдулы.»

История отсюда

 

И напоследок, небольшая памятка на случай, если вам захочется взглянуть на индийскую киноиндустрию изнутри:

 

- всегда узнавайте заблаговременно, что вам предлагается и сколько должны заплатить

- если вам претит съемка в купальнике, сообщите агенту заранее, чтобы избежать впоследствии неловких ситуаций

- не стесняйтесь попросить у агента воды/чай/кофе или перекусить. Все это предусмотрено на площадке

- с собой лучше иметь:

  1. Сменную одежду (на случай, если вас задействуют в нескольких эпизодах)

  2. Воду и перекус (агент может забыть о вашей просьбе через минуту после того, как вы её озвучите)

  3. Антисептик для рук

  4. Туалетную бумагу

  5. Ложку (а можно и металлическую кружку, и тарелку)

  6. Плед или тёплую шаль (в кондиционированных посещениях бывает настоящий мороз)

  7. Портативный аккумулятор для зарядки телефона


Анна Тихая-Тищенко