Южная Индия для россиян

Назад

Тамильская рабочая этика

Вся атмосфера индийского штата Тамил-Наду, кажется, пронизана настоящим волшебством: женщины ходят в ярких сари и украшают прически свежими цветами; мужчины разъезжают по делам с ритуально изрисованными полосками лбами; красивых храмов и храмиков в любом месте насчитывается больше, чем супермаркетов, отовсюду звучит мелодичная тамильская музыка, люди улыбаются и вежливо приветствуют друг друга. Чем дольше здесь находишься, тем очевиднее становится, что волшебство не заканчивается и там, где начинаются деловые отношения: то продавец перед тем, как отдать оплаченный товар, прислонит его к глазам и замрет в короткой молитве, то застанешь брамина, проводящего религиозный ритуал перед алтарем в одной из местных организаций.
Замечая такие моменты, начинаешь невольно задаваться вопросом - что же происходит в офисах тамильских компаний или, например, на фабриках? По каким законам строятся отношения работодателей и их сотрудников? Остаётся ли место волшебству там, где во главе угла стоят деньги? Именно в этом мы и попробуем сегодня разобраться.

Рабочий день в классической тамильской компании начинается с ритуала по ублажению божества или гуру, который почитается здесь за покровителя. Для начала приводится в порядок место, отведённое под алтарь - иногда это небольшая полочка с иконкой, но в больших организациях бывает и целая комната со стоящей по центру статуей в полный человеческий рост. Затем алтарь украшается живыми цветами, перед ним зажигается масляная лампа и закуриваются благовония. Если дело происходит там, где расписание не играет основополагающей роли (как, например, в образовательных учреждениях), сотрудники подтягиваются на работу в собственном ритме - получасовое опоздание считается здесь в норме вещей. Однако и вечером никто не убегает по часам - если того требует ситуация сотрудник задержится в офисе с той же безропотностью, с какой начальство смотрит на его утренние опоздания.

Особую роль в жизни тамильских организаций играет забота о сотрудниках. Начальство по-отечески вникает в курс происходящего в личной жизни работников: чем занимаются их супруги, в какую школу ходят дети, когда у них дни рождения и основные памятные даты. Принято приглашать и вышестоящих, и нижестоящих в рабочей иерархии коллег на крупные семейные мероприятия.
Утром и вечером по офису разносят сладкий масала-чай. Некоторые руководители компаний идут ещё дальше и организуют для сотрудников бесплатные обеды. Хоть это и не слишком распространённая практика, она считается образцовой и достойной всякого восхищения.

Несколько раз в год сотрудник получает от компании небольшие подарки - то в качестве поздравления с личным праздником, то как поощрение за успешно выполненную работу, а иногда этого просто требует традиция. Как, например, на индийский фестиваль Дивали, когда в офисах раздаются сладости, дарятся предметы одежды, сари для женщин и рубашки для мужчин, и/или вручаются крупные денежные бонусы - в зависимости от сферы работы компании. В большинстве случаев подарки и денежные бонусы вручает непосредственно владелец бизнеса, и, получая их, молодые сотрудники притрагиваются к стопам руководителя, как бы выражая свою благодарность и одновременно с этим прося о благословении.

Основной праздник для любого тамильского бизнеса - так называемый "фестиваль инструментов". В первый день фестиваля, который называется "Аюдхапуджа", люди выказывают свою любовь и почитание всему материальному, что помогает им в работе. Для портных это швейные машинки и другие принадлежности, для офисных клерков - компьютеры, для водителей - транспортные средства. Те же, кто учится или занимается умственным трудом, для ритуалов используют книги. Все это приводится в порядок, максимально очищается и украшается сандаловым и тумериковым порошками. Предметы небольшого размера раскладываются перед алтарем, большие станки и машины украшаются живыми гирляндами. Затем проводится "пуджа" - ритуал любви и почтения, во время которого инструментам показывается священный огонь и говорятся слова благодарности за добрую службу. В этот день никто не работает, ведь"помощники" должны отдохнуть и набраться сил. На следующий день фестиваля под названием "Сарасвати пуджа" люди, наоборот, стремятся использовать свои инструменты, так как день считается благоприятным для новых начинаний. Тогда же сотрудникам дарятся небольшие подарки, состоящие из символической суммы наличных, завёрнутых в лист одного из местных растений, фрукта и ореха. Такой подарок символизирует успешное начало нового плодотворного рабочего года.

Тамильские традиции нередко удерживают человека от выхода на работу, и начальству не остаётся ничего иного, кроме как мириться с этим и просить предупреждать об отгуле заранее. Среди возможных причин для отсутствия на работе: религиозные фестивали и практики, которые могут варьироваться от человека к человеку или быть общими для больших групп; семейные мероприятия - свадьбы и их организация, похороны близких и дальних родственников, праздник достижения пубертата одной из девочек семейного клана и другие. Проливные дожди и грозы также считаются уважительной причиной для отгула, так как многие добираются до работы на двухколесных транспортных средствах, что в суровых погодных условиях может быть опасно для жизни.
Что интересно, сотрудникам принято верить на слово, и даже в случае болезни от них не ждут предоставления медицинских справок

Нельзя сказать, что в тамильских организациях совсем не принято повышать голос, но делается это обычно в одной определённой манере - когда гораздо более старший и опытный сотрудник по-наставнически учит жизни молодого, неопытного и совершившего ошибку сотрудника. Молодые управленцы крайне редко ругают сотрудников, даже если те на самом деле провинились. Во-первых, это и не нужно, весь вся система взаимоотношений построена таким образом, что нанося вред компании сотрудник будто подводит доверие близкого человека. Поэтому обычно достаточно донести до него сам факт ошибки. Дальше чувство вины проконтролирует, что урок будет выучен, а нанесённый урон компании - скомпенсирован. А во-вторых, тамилы не терпят, когда попирается их достоинство. Им проще уйти с работы, чем терпеть неуважительное отношение со стороны начальства.
По той же причине, кстати, не очень распространены и штрафы - гордые и в то же время совестливые тамильские сотрудники воспринимают такое наказание слишком близко к сердцу и могут даже уволиться от обиды.

Когда сторонний специалист приглашается в компанию выполнить некое конкретное задание, как-то: выступить с речью, провести тренинг по повышению квалификации или, например, помочь с организацией крупного мероприятия, принимают его как долгожданного гостя. Он может быть уверен, что, в добавку к выплате вознаграждения, будет напоен, накормлен, и на прощанье получит приятный памятный подарок.
Благодаря такому отношению к людям, временные работники зачастую становятся постоянными, а ранее уволившиеся - вдруг просятся обратно и продолжают работать, как будто расставания не было и в помине.

Резюмируя все вышесказанное, можно заметить, что частные компании в Тамил-Наду склонны позиционировать себя скорее, как семейные кланы, нежели механизмы по зарабатыванию денег, и такое отношение находит отражение во всех деталях ведения бизнеса.


Анна Тихая-Тищенко