Южная Индия для россиян

Назад

Уважение по-тамильски

Уважение – незыблемая основа всей индийской культуры, не обладая которой индиец редко может надеяться на сколь бы то ни было значимый жизненный успех. На юге Индии уважение почти возведено в культ, и для его проявления используется широчайший спектр возможностей – от оборотов речи и языка телодвижений  до различных подручных средств.

С раннего детства тамилы воспитываются в духе уважения к старшим. Например, ребенку не разрешается оставаться в своей комнате, если пришли гости. Он должен выйти, поздороваться и находиться со взрослыми, пока его не отпустят. Также считается неприемлемым повышать голос на родителей, да и, в принципе, на любого взрослого человека. Правило это неукоснительно соблюдается в течение всей жизни – тамилы крайне редко выражают свое недовольство на повышенных тонах, облекая его обычно в шутливую форму. В школе дети обязаны вставать, когда учитель заходит в класс, и обращаться к нему не иначе, как по должности. Что интересно, будучи взрослыми, тамилы продолжают вставать, когда в зал, например, на конференции, входит особо уважаемая персона.

Однако описанное выше можно наблюдать в самых разных странах и регионах. Интереснее же всего традиции, встречающиеся только на юге Индии. Далее поговорим именно о них.

Проще всего быть уважительным, конечно, на словах. В тамильском языке, как и во всех индийских, обращения "ты" и "вы" обозначаются разными словами, а именно – "ни" и "нинге". В зависимости от регистра обращения все глаголы видоизменяются. Например, "иди/уходи" по-тамильски "по", "идите/уходите" – "понга", "иди сюда" – "ва", "идите сюда/заходите" – "ванга". Даже иностранец может разобраться, что если вокруг часто звучит "нге" и "нга", значит люди рядом – исключительно вежливые!

Что интересно, степень вежливости заметно варьируется от города к городу. На "ты" в Тамил-Наду все жители без исключения обращаются только к попрошайкам и собакам, в прочих же ситуациях возможны варианты. Так, город Коимбатор славится самыми уважительными жителями – даже к детям и друзьям там обращаются исключительно на "Вы".

Интересная традиция связана с публичными выступлениями. На каждом мероприятии, будь то конференция, открытие нового объекта или школьный концерт, посвященный окончанию года, обычно бывает почетный гость, который произносит торжественную речь. По окончанию речи организаторы мероприятия накидывают на его плечи красивый шелковый палантин. Этот жест одновременно выражает безграничное уважение к выступавшему и благодарность за возможность его лицезреть. Когда-то для той же цели служили гирлянды из свежих цветов, но в наше время традиция видоизменилась, и гирлянды остались только для самых торжественных случаев, как то – свадьба в храме или приветствие очень высокого гостя на уровне члена правительства. Надо сказать, в случае с высокопоставленными гостями речи от них тоже иногда уже не требуется. Бывает, они приходят на мероприятие, получают шаль на плечи, приветствуют всех собравшихся, фотографируются на память и стремительно скрываются в неизвестном направлении.

Торжественный контекст этой традиции, кстати, является причиной того, что её фото- и видеосъёмки ежедневно мелькают во всех тамильских СМИ. Если вам интересно, что затем происходит с шалью, то здесь тоже возможны варианты. Привыкшие к почестям политики могут по завершении церемонии передать её одному из сопровождающих и никогда более не увидеть. Есть люди иного склада – они собирают эти шали подобно трофеям и заполняют ими специально выделенный шкаф, который затем с гордостью демонстрируют на семейных мероприятиях.

Один из наиболее любопытных способов проявить уважение встречается в наше время, пожалуй, только в деревнях. Надо сказать, что традиционный наряд тамильского мужчины включает в себя лунги (по виду больше похоже на юбку, расцветка – темная в клеточку) или дхоти (по виду похоже на повязанное на бедра полотенце, обычно белого или сандалового цвета) на ногах и накинутое на одно плечо полотенце. Наличие рубашки и её аналогов не обязательно и зависит от места работы человека и его положения в обществе (касты). Так вот, если в деревне представитель более низкой касты (скорее всего, работник фермы) видит приближающегося к нему представителя более высокой касты (скорее всего, землевладельца), он должен снять полотенце с плеча и повязать его на бедрах. Бездействие в такой ситуации будет расценено как открытое проявление неуважения и может повлечь за собой весьма неприятные последствия.

Другая важная деталь, касающаяся лунги и дхоти, - их длина. В развернутом виде они либо достают щиколоток, либо, как минимум, прикрывают колени. Однако для выполнения физической работы или просто во время жары мужчины часто повязывают нижний конец одеяния на бедрах, оставляя только половину длины. Встречать гостей или приветствовать представителя высшей касты в таком виде тоже считается неприемлемым: вначале следует оправить свое одеяние и лишь затем приступить к общению.

Кстати, даже туристы могут наблюдать отголоски этих традиций в храмах Южной Индии, которые большинство местных жителей посещает именно в традиционной одежде. При входе во внутреннюю часть храма все мужчины вне зависимости от положения и происхождения опускают свои лунги и дхоти так, чтобы они закрывали ноги, и одновременно снимают полотенце с плеч и повязывают его на бедрах. Иное было бы неуважением к богу, что немыслимо и недопустимо для каждого.

А вот ритуал прикосновения к стопам, которым на севере Индии принято выказывать уважение, на юге имеет несколько другое значение: здесь таким образом просят о благословении. Например, уезжая на учебу в другой город или страну, молодой человек прикоснется к стопам родителей, а они в ответ легонько тронут его голову, то есть дадут свое благословение. Так же просят благословения у духовного гуру или у человека, который добился особых высот в той области, в которой просящий только начал своё становление. Потому на юге этот ритуал можно наблюдать значительно реже, чем на севере.

Конечно, даже в столь традиционной культуре встречаются свои бунтари. Иногда молодежь решает пойти против системы, а то и иной состоятельный господин может решить, что, обладая властью, с окружающими можно более не церемониться. Но жизнь подобных личностей быстро меняется далеко не в лучшую сторону, поскольку видя неподобающее к себе отношение, люди начинают отвечать тем же. А взаимодействовать с индийцем, ни в грош тебя не ставящим, поверьте, дело не из приятных.

 

Анна Тихая-Тищенко