Вопросы ЗАГСа

Государственная регистрация актов гражданского состояния производитяв соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации  от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и Семейного кодекса Российской Федерации.

Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации
(утвержден приказом МИД России от 29.06.2012 № 10490, зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2012 г. № 25341)

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации:

  • производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;
  • по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;
  • вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;
  • выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 183-ФЗ);
  • выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена. 

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных по законам этих государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии консульской легализации (апостиля), а также нотариально заверенного перевода на русский язык.

При наличии вышеуказанных документов повторная регистрация в органах записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации либо в консульских учреждениях Российской Федерации не производится.

Регистрация рождения

В соответствии с п.6 ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

Для осуществления государственной регистрации рождения ребенка заявителю необходимо лично предоставить в Генеральное консульство следующие документы:

1) Заявление о рождении в устной или письменной форме (бланк заявления можно получить в ГК);

2) Один из следующих документов, являющихся основанием для государственной регистрации рождения:

  • документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, в которой происходили роды;
  • документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (далее - частнопрактикующий врач) (при родах вне медицинской организации);
  • заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи (до исполнения ребенком одного года);
  • решение суда об установлении факта рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более - при отсутствии документов, указанных в абзацах 2 - 4 настоящего подпункта Административного регламента;
  • документ установленной формы о перинатальной смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом (при государственной регистрации рождения ребенка, родившегося мертвым).

3) Свидетельство о браке родителей или иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации заключения брака (в случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней).

4) Документ, подтверждающий факт и время прекращения брака (в случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней).

5) Документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия.

Обращаем Ваше внимание на то, что

- документы о рождении, выдаваемые медицинской организацией, получаются непосредственно в медицинской организации, где происходили роды;

- документы, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы путем проставления апостиля и переведены на русский язык. Верность перевода удостоверяется в момент приема документов.

Регистрация брака, расторжение брака

Генеральное консульство регистрирует заключение брака только между гражданами Российской Федерации, при условии, если хотя бы один из них на длительной основе (срок пребывания не менее 1 месяца) находится на территории Республики Индия.

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста согласно российскому законодательству (18 лет) (см. Семейный кодекс Российской Федерации).

Брак не может быть заключен между:

  • лицами, хотя бы одно из которых уже состоит в другом зарегистрированном браке;
  • близкими родственниками (родственниками по прямой, восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми; дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
  • усыновителями и усыновленными;
  • лицами, хотя бы одно из которых признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Лица, вступающие в брак, подают в консульское учреждение совместное заявление в письменной форме, которое подписывают в присутствии консульского сотрудника и указывают дату его составления.

В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

В совместном заявлении должны быть указаны следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;
  • фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;
  • реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить:

  • документы, удостоверяющие личность вступающих в брак;
  • документы, подтверждающие, что вступающие в брак не состоят в другом зарегистрированном браке;
  • документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло(и) в браке ранее (свидетельство о расторжении брака, о смерти супруга/и, вступившее в законную силу решение суда о признании брака недействительным и др.).

Государственная регистрация заключения брака производится по истечении месяца со дня представления в загранучреждение всех надлежащим образом оформленных документов. По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, указанный срок может быть изменен руководителем загранучреждения при наличии уважительных причин. Срок может быть уменьшен (брак заключается до истечении месяца), а также увеличен, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Заключение брака и государственная регистрация заключения брака (выдача супругам свидетельства о заключении брака) производится в помещении консульского учреждения в присутствии лиц, вступающих в брак. Заключение брака по доверенности или через представителя не допускается.

При регистрации брака супругам по их желанию присваивается фамилия одного из них в качестве общей фамилии либо каждому сохраняется его добрачная фамилия. Общая фамилия супругов может быть образована посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа, она может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

Документы для заключения брака (об отсутствии препятствий к вступлению в брак)

В целях обеспечения права граждан на вступление в брак и создание семьи при обращении заявителей за справками о брачной правоспособности Генеральное консульство вправе совершать нотариальное свидетельствование подлинности подписи гражданина под его личным заявлением об отсутствии препятствий к заключению брака на территории государства пребывания. Документы оформляются в день обращения в рабочие часы Консульско-Визовой секцииДля оформления справки необходимо предоставить оригинал внутреннего паспорта.

Расторжение брака

Согласно статье 31 ФЗ РФ "Об Актах Гражданского Состояния" Генеральное консульство осуществляет регистрацию расторжения брака между гражданами Российской Федерации только в том случае, если хотя бы один из супругов постоянно проживает за границей.

Для граждан России, находящихся за рубежом временно, регистрация расторжения брака производится органами ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.

Перемена имени (фамилии или отчества)

Для Государственной регистрации перемены имени необходимо лично посетить Генеральное консульство и заполнить соответствующее заявление, в котором должны быть отражены следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдовец, разведен) заявителя;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия;
  • реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия;
  • фамилия, имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя;
  • причины перемены фамилии, имени и (или) отчества.

Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены следующие документы:

  • свидетельство о рождении лица, желающего переменить имя;
  • свидетельство о заключении брака в случае, если заявитель состоит в браке;
  • свидетельство о расторжении брака в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака;
  • свидетельство о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия.

В соответствии с Административным регламентом Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено в месячный срок со дня его подачи. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения может быть увеличен руководителем консульского учреждения, но не более чем на два месяца.