Вопросы ЗАГС

Нормативная правовая база

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится в соответствии с положениями следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации  от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;
  2.  Семейный кодекс Российской Федерации;
  3. Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации (утвержден приказом МИД России от 13.03.2018, № 3507, зарегистрирован Минюстом 2.04.2018 г. № 50586).

 

Консульские услуги ЗАГС

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации:

  • производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;
  • по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;
  • вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;
  • выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 183-ФЗ);
  • выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена. 

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных по законам этих государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии консульской легализации (апостиля), а также нотариально заверенного перевода на русский язык.

При наличии вышеуказанных документов повторная регистрация в органах записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации либо в консульских учреждениях Российской Федерации не производится.

 

Регистрация рождения

В соответствии с п.6 ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

Для осуществления государственной регистрации рождения ребенка заявителю необходимо лично предоставить в Генеральное консульство следующие документы:

1) Заявление о рождении в устной или письменной форме (бланк заявления можно получить в ГК);

2) Один из следующих документов, являющихся основанием для государственной регистрации рождения:

  • документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, в которой происходили роды;
  • документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (далее - частнопрактикующий врач) (при родах вне медицинской организации);
  • заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи (до исполнения ребенком одного года);
  • решение суда об установлении факта рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более - при отсутствии документов, указанных в абзацах 2 - 4 настоящего подпункта Административного регламента;
  • документ установленной формы о перинатальной смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом (при государственной регистрации рождения ребенка, родившегося мертвым).

3) Свидетельство о браке родителей или иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации заключения брака (в случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней).

4) Документ, подтверждающий факт и время прекращения брака (в случае если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней).

5) Документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия.

Обращаем Ваше внимание на то, что

- документы о рождении, выдаваемые медицинской организацией, получаются непосредственно в медицинской организации, где происходили роды;

- документы, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы или заверены апостилем и переведены на русский язык. Верность перевода удостоверяется в момент приема документов.

Регистрация брака

Генеральное консульство регистрирует заключение брака только между гражданами Российской Федерации, при условии, если хотя бы один из них на длительной основе (срок пребывания не менее 1 месяца) находится на территории Республики Индия.

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста согласно российскому законодательству (18 лет) (см. Семейный кодекс Российской Федерации).

Брак не может быть заключен между:

  • лицами, хотя бы одно из которых уже состоит в другом зарегистрированном браке;
  • близкими родственниками (родственниками по прямой, восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми; дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
  • усыновителями и усыновленными;
  • лицами, хотя бы одно из которых признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Лица, вступающие в брак, подают в консульское учреждение совместное заявление в письменной форме, которое подписывают в присутствии консульского сотрудника и указывают дату его составления.

В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

В совместном заявлении должны быть указаны следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;
  • фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;
  • реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить:

  • документы, удостоверяющие личность вступающих в брак;
  • документы, подтверждающие, что вступающие в брак не состоят в другом зарегистрированном браке;
  • документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло(и) в браке ранее (свидетельство о расторжении брака, о смерти супруга/и, вступившее в законную силу решение суда о признании брака недействительным и др.).

Государственная регистрация заключения брака производится по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи совместного заявления о заключении брака. При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Заключение брака и государственная регистрация заключения брака (выдача супругам свидетельства о заключении брака) производится в помещении консульского учреждения в присутствии лиц, вступающих в брак. Заключение брака по доверенности или через представителя не допускается.

При регистрации брака супругам по их желанию присваивается фамилия одного из них в качестве общей фамилии либо каждому сохраняется его добрачная фамилия. Общая фамилия супругов может быть образована посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа, она может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

Документы для заключения брака (об отсутствии препятствий к вступлению в брак)

В целях обеспечения права граждан на вступление в брак и создание семьи при обращении заявителей за справками о брачной правоспособности Генеральное консульство вправе совершать нотариальное свидетельствование подлинности подписи гражданина под его личным заявлением об отсутствии препятствий к заключению брака на территории государства пребывания. Документы оформляются в день обращения в рабочие часы Консульско-Визовой секцииДля оформления справки необходимо предоставить оригинал внутреннего паспорта.

Расторжение брака

В соответствии со статье 32 ФЗ РФ от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "Об Актах Гражданского Состояния"  государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака. В данной связи Генеральное консульство вправе осуществить государственную регистрацию расторжения брака между лицами, одно из которых явлется гражданином Российской Федерации и проживает на территории консульского округа Генконсульства.

Для граждан России, находящихся за рубежом временно, регистрация расторжения брака производится органами ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.

Перемена имени (фамилии или отчества)

Для Государственной регистрации перемены имени необходимо лично посетить Генеральное консульство и заполнить соответствующее заявление, в котором должны быть отражены следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдовец, разведен) заявителя;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия;
  • реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия;
  • фамилия, имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя;
  • причины перемены фамилии, имени и (или) отчества.

Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены следующие документы:

  • свидетельство о рождении лица, желающего переменить имя;
  • свидетельство о заключении брака в случае, если заявитель состоит в браке;
  • свидетельство о расторжении брака в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака;
  • свидетельство о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия.

В соответствии с Административным регламентом Заявление о перемене рассматривается в месячный срок со дня его подачи. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения может быть увеличен руководителем консульского учреждения, но не более чем на два месяца.

Оформление свидетельства о государственной регистрации смерти

Государственная регистрация смерти производится в день представления заявителем в консульское учреждение заявления о смерти и представления всех оформленных надлежащим образом документов.

Для государственной регистрации смерти заявитель лично представляет в консульское учреждение следующие документы:

1) Заявление о смерти. (Форма 21)

2) Один из следующих документов (с приложенным переводом на русский язык и штампом Апостиль):

- документ о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;

- решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу.

Внимание! Решение суда должно быть получено в суде, вынесшем соответствующее решение.

3) Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Внимание! Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

Форму заявления на выдачу свидетельства о смерти можно также получить в консульском учреждении.

Оформление свидетельства о государственной реристрации установления отцовства

Государственная регистрация установления отцовства производится в день обращения заявителя в консульское учреждение при условии представления всех оформленных надлежащим образом документов. В случае если представленные заявителем документы требуют проведения дополнительной проверки, срок предоставления государственной услуги не должен превышать 10 дней.

Порядок предоставления услуги по государственной регистрации установления отцовства

Для государственной регистрации установления отцовства заявители лично представляют в консульское учреждение следующие документы:

I. При государственной регистрации установления отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка:

1) Совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка (Форма 15).

2) Свидетельство о рождении ребенка (в случае установления отцовства после рождения ребенка) или иной документ, предусмотренный статьей 14 Закона, являющийся основанием для государственной регистрации рождения (в случае, если государственная регистрация рождения и установления отцовства производится одновременно).

3) Документ, подтверждающий беременность матери, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом (в случае подачи совместного заявления до рождения ребенка).

4) Согласие лица, достигшего совершеннолетия, на установление отцовства в письменной форме (в случае, если государственная регистрация установления отцовства производится в отношении лица, достигшего совершеннолетия ко дню подачи заявления об установлении отцовства).

5) Документы, удостоверяющие личности заявителей.

Внимание! Совместное заявление об установлении отцовства может быть подано:

- при государственной регистрации рождения ребенка;

- после государственной регистрации рождения ребенка;

- во время беременности матери, если имеются основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства после рождения ребенка может оказаться невозможной или затруднительной.

Внимание! В случае, если отец или мать ребенка не имеют возможности лично подать совместное заявление, их волеизъявление может быть оформлено отдельными заявлениями об установлении отцовства. Подпись лица, не имеющего возможности присутствовать при подаче такого заявления, должна быть нотариально удостоверена.

Форма 16 - заполняется отцом, не состоящим в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка и не имеющим возможности лично обратиться в Генеральное консульство для подачи заявления об установлении отцовства. При этом мать ребенка заполняет заявление по форме 15.

Форма 17 - заполняется матерью, не состоящей в браке с отцом ребенка на момент рождения ребенка и не имеющей возможности лично обратиться в Генеральное консульство для подачи совместного заявления об установлении отцовства. При этом отец ребенка заполняет заявление по форме 15.

Согласие лица, достигшего совершеннолетия, может быть выражено в отдельном заявлении или посредством подписи совместного заявления отца и матери.

II. При государственной регистрации установления отцовства по заявлению отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка:

1) Заявление об установлении отцовства отца ребенка, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка. (Форма 19)

2) Предъявляется один из следующих документов:

  • свидетельство о смерти матери;
  • решение суда о признании матери недееспособной или о лишении ее родительских прав либо о признании матери безвестно отсутствующей;
  • документ, выданный органом внутренних дел по последнему известному месту жительства матери, подтверждающий невозможность установления ее места пребывания.

3) Документ, выданный органом опеки и попечительства, подтверждающий согласие данного органа на установление отцовства (в случае подачи отцом, не состоящим в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, заявления об установлении отцовства в отношении лица, не достигшего совершеннолетия);

4) Согласие лица, достигшего совершеннолетия, на установление отцовства в письменной форме (в случае, если государственная регистрация установления отцовства производится в отношении лица, достигшего совершеннолетия ко дню подачи заявления об установлении отцовства). Согласие лица, достигшего совершеннолетия, может быть выражено в отдельном заявлении или посредством подписи заявления отца.

5) Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Внимание! Заявление отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, подается в случае:

- смерти матери;

- признания матери недееспособной;

- отсутствия сведений о месте пребывания матери;

- лишения матери родительских прав;

- согласия на установление отцовства органа опеки и попечительства.

 

III. При государственной регистрации установления отцовства на основании решения суда:

1) Заявление об установлении отцовства на основании решения суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства. (Форма 18)

2) Решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства.

3) Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Внимание! Заявление об установлении отцовства на основании решения суда может быть сделано устно или в письменной форме матерью или отцом ребенка, опекуном (попечителем) ребенка, лицом, на иждивении которого находится ребенок, либо самим ребенком, достигшим совершеннолетия.

Заявители могут в письменной форме уполномочить других лиц сделать заявление о государственной регистрации установления отцовства.

-Формы заявлений об установлении отцовства можно получить в консульском учреждении.

-Документ о беременности матери можно получить в соответствующем медицинском учреждении.

-Документы органов опеки и попечительства можно получить в соответствующем территориальном органе опеки и попечительства.

-Решение суда должно быть получено в суде, вынесшем соответствующее решение.

 

Тарифы за совершение консульских действий

С 14 января 2019 г. установлен следующий тариф сборов за консульские действия, совершаемые консульскими учреждениями Российской Федерации в Индии - ссылка.