Южная Индия для россиян

Назад

Личный опыт. Сбрить волосы в храме Тирупати. Продолжение.

Начало здесь

Вход на бесплатный даршан (службу) нужно было искать в нескольких сотнях метров от входа на платный. По дороге встретились палатки, где продавались разные мелочи от чипсов и шоколадок до кепок и шарфов. Предчувствие длительного ожидания подсказало нам перекусить тем, что было в наличии. Мы купили несколько упакованных пирожных и пару пакетов чипсов и уничтожили их прямо на месте, запив бутылкой воды. Также, моя лысая голова потребовала купить ей лёгкий белый шарф, который, правда, достался ей гораздо позже, но оказался весьма полезен в предстоящем приключении.

 

Окончив перекус, мы продолжили свой путь к массивному комплексу, который был построен относительно недавно - в 2000 году - специально для размещения огромной очереди ожидающих своей очереди пилигримов. Комплекс выполнен в виде полукруга, который обрамляет храм с востока. Перед тем, как войти в здание, пришлось повилять по пустующей змейке из металлических заграждений, что дало понять, насколько нам повезло приехать сюда в не самый загруженный день. Рядом со входом располагалась камера хранения обуви. Объявление над ней гласило, что все оставленные на полу шлепки по пятницам безжалостно выбрасываются. Воображение сразу нарисовало просветленных прихожан, которые по выходу из храма, забыв обо всем материальном, бредут домой босиком. Но муж объяснил, что людям просто бывает неохота пробиваться через тысячную толпу к своим копеечным шлепкам, так что они предпочитают купить новые в ближайшем магазине. Мы босиком уже пришли, так что шансов остаться без обуви, слава богу, не было. Внутренний холл скорее напоминал вход в аэропорт, чем в храм - рамки металлоискателей, охранники в форме, с пристрастием досматривающие каждого входящего, доносящиеся откуда-то запахи готовящейся еды..

 

После поста охраны вид открылся и вовсе футуристичный - вдоль коридора растянулась цепь из огромных "клеток", уходящих вдаль, насколько хватало глаз. На табличке рядом со входом в каждую из них было написано время, когда туда начали запускать людей: 9:45, 10:30, 11:15.. Мы проходили одну закрытую дверь за другой, пока наконец не дошли до таблички с надписью "12:20", дверь рядом с которой ещё оставалась открытой. Часы показывали 12:45, и оставалось только догадываться, сколько времени придётся провести здесь "в заключении".

 

Зал уходил вниз по принципу амфитеатра, люди сидели и лежали на ступенях в метр шириной. Надо сказать, помещение оснащено хорошей вентиляционной системой, мраморные полы отмыты до блеска. Если не считать окружающих со всех сторон решёток, пребывание там не вызывало особого дискомфорта. Каждый из залов оснащён огромным ЛСД телевизором, по которому, правда, транслируется один-единственный религиозный канал, принадлежащий (что не удивительно) управляющей храмом организации. Когда мы зашли, там показывали очень красочное кино, основанное на одной из легенд индуизма. Звук был почти неразличим, а если бы и был различим, то не стал бы от этого более мне понятен, но визуальный ряд был достаточно приятен для того, чтобы иногда задержать на нем взгляд.

 

Общая атмосфера расслабленности и сонливости обволакивала и убаюкивала. Дочки по очереди заснули и были уложены на только что купленный шарф, который на наше счастье оказался достаточно широким. Люди все пребывали, и когда свободного места на ступенях почти не осталось, раздался металлический звук закрывающегося засова. За неимением других занятий я рассматривала зал: наверху краны с питьевой водой, внизу вход в бесплатные туалеты, через боковые решетки виднеются нескончаемые вереницы таких же залов, как наш, а по правой стороне выстроилась достаточно плотная очередь желающих приобрести талончики на шарообразные индийские сладости "ладу".

 

Про эти сладости надо рассказать отдельно. Брамины храма готовят их только из натуральных компонентов - топленое масло гхи, чечевичная мука, орехи кешью, изюм, нерафинированный сахар и кардамон. Затем ладу предлагаются богу Вишну и только после этого идут на продажу. Единовременно на складах при храме держится около 500 тыс(!) ладу, чтобы ни при каких обстоятельствах не оставить без них посетителей. Цена сладостей в храме составляет всего 17-25 рупий за штуку, но на "чёрном рынке" она возрастает вдвое. Чтобы исключить возможность массивной спекуляции на таком безобидном, казалось бы, объекте, храму пришлось ввести меры предосторожности: в одни руки разрешили брать не более четырёх штук. Но и тут люди находили лазейку - отстаивали очередь несколько раз и, соответственно, получали по несколько талончиков на одного. Тогда каждого претендующего на талончик стали фотографировать и снимать у него отпечаток пальца. Теперь уже шансов обойти систему не осталось. Но если вдуматься.. Для покупки нескольких сладких шариков надо оставить свои биометрические данные.. Возможно ли такое в любой другой стране?

 

Очередь за талонами показалась мне Индией в миниатюре. Люди ведь понимают, что им сидеть в зале ожидания ещё несколько часов, они могли бы спокойно подходить к стойке в стихийном порядке, и с пустыми руками никто бы все равно не ушёл. Однако они предпочитают толпиться и томиться в очереди, напирать на впереди стоящих, торопиться и создавать суматоху у кассира. С другой стороны, это возможность чем-то себя занять взамен полного безделья в зале, и почему бы ей не воспользоваться?

 

Около 13:30 почувствовался отчетливый запах пряностей. Пришло время бесплатного обеда! Женщины остались на местах, а мужчины отправились добывать еду. На обед сегодня давали рис, смешанный с самбаром - традиционной южно-индийской подливкой на основе чечевицы. Мы узнали все о виде и консистенции блюда гораздо раньше, чем вернулся муж - в рис вмешали столько подливки, что он с трудом удерживался на одноразовых картонных тарелках, и излишки его тут и там шлепались на пол, а то и на сидящих всюду людей. От всеобщего оживления проснулась старшая дочь и очень вовремя - к этому моменту вернулся её папа с двумя тарелками пряной рисовой жижи. Ложек тут, конечно, не предлагали, поэтому есть и кормить ребёнка пришлось руками. Затем мы отправились к кранам с питьевой водой, где помыли руки и, также из ладошек, напились водицы. Если вам интересно, не превратился ли кто потом в козлёночка - нет, никаких негативных последствий для здоровья замечено не было.

 

К 14:30 с обедом было покончено, на зал снова опустилась атмосфера сонного ожидания. Еще, примерно, через час проснулась наша младшая дочь, и нам в спешном порядке пришлось перебраться на верхний уровень, дабы две скучающие малолетки не передавили многочисленных соседей по несчастью. Около 16:30 по залу пошло оживление - люди как будто почувствовали, что двери сейчас откроются. Самые нетерпеливые спустились вниз, чем немедленно создали там толпу. В это время муж отправился к сильно поредевшей очереди за талончиками. Отстояв 5 минут, он попросил нас со свекровью присоединиться к нему у окошка кассира - таким образом мы получили право купить сразу 12 ладу на семью. Через некоторое время стало очевидно, что сотрудники, ответственные за высвобождение нас из этого достаточно комфортабельного, но все же плена, пристально следят за тем, что происходит у окошка с талончиками - оказывается правилами предусмотрено, что каждый пилигрим должен уйти с талончиком, если он этого желает. Около пяти вечера наконец-то раздался такой долгожданный звук отпираемого засова, и людской поток сразу из нескольких залов хлынул в узкие коридоры.

 

Поначалу было ощущение, что сейчас раздавят рёбра, поэтому в первую же секунду дети взлетели к нам на шеи и оставались там достаточно продолжительное время. Общий ритм движения был бы хорошо знаком любому москвичу, который в час-пик переходил с одной загруженной ветки метро на другую - участники покорно брели друг за другом переваливающимся пингвиньим шагом. При этом настроения царили самые благожелательные, и люди делали все возможное, чтобы не мешать соседям слишком сильно, а случайно наступив на ногу или по инерции налетев на кого-то, всегда душевно извинялись. Кроме того над толпой стали пролетать восславления бога Вишну: "Говинда!" слышалось откуда-то спереди, "Говинда Говинда Говинда!" раздавалось эхо со всех сторон.

 

Сложно сказать, сколько точно и как именно мы блуждали по этим коридорам. Наверное около часа или полутора. Иногда открывался вид на прекрасные ухоженные сады рядом с храмом, иногда на пути возникали лестницы; людские потоки то разделялись, то снова сливались воедино; иногда охранники вдруг открывали двери, позволяя сократить путь, и тогда толпа бросалась бегом по пустому ещё коридору. Что удивляло лично меня - что дети ведут себя спокойно и не капризничают, что ноги продолжают идти, а руки крепко держат ребёнка, который в обычных обстоятельствах давно бы уже топал сам, что люди в толпе ни разу не сорвались на недостойное или просто неуважительно по отношению к окружающим поведение.

 

Наконец-то показался вход в храм, и перед ним последнее препятствие - ещё один пост охраны с рамками металлоискателей и досмотром. Женщинам и мужчинам пришлось разделиться на две отдельные очереди. Внимание привлекла молодая охранница, которая с трудом сидела на стуле в уголочке, явно мучаясь от головной боли. Оставалось только ей посочувствовать - встречать десятки тысяч пилигримов ежедневно, должно быть, не самая простая задача.

 

За постом охраны очередь медленно потекла вдоль стен храма, покрытых старинными письменами. Такие стены неизменно переносят в прошлое, будто машина времени. Невольно начинаешь представлять, как шла здесь жизнь полторы тысячи лет назад, когда храм уже стоял, а толп постов охраны вокруг не было и в помине. Однако с напирающей сзади людской массой, взволнованной близостью храма, особо не замечтаешься, поэтому приходилось посматривать под ноги и оперативно ими шевелить, когда представлялась такая возможность.

 

И вот, наконец, мы в храме! Перед глазами возникла искусно выполненная покрытая золотом скульптурная композиция из божеств, составляющих семью бога Вишну. Во время фестивалей на неё водружаются флаги с изображением религиозных символов. Композиция окружена веревочными заграждениями. Рядом с ней табличка - "монеты не кидать". Естественно, раз в 10 секунд раздаётся звон очередной брошенной монеты. Люди хотят прикоснуться к священным фигуркам если не руками, то хоть опосредованно, передать богам немного своей энергии, и делают это с помощью единственных разрешённых к проносу в храм материальных объектов - денег.

 

Затем толпа несет нас дальше. Приходится крепко держаться друг за друга, чтобы никто не потерялся. Вот мы уже перед главным божеством - лордом Венкатешварой, смотрим, как брамины крутят перед ним огненные колёса и поют мантры. Люди вокруг сияют от счастья: эта служба - конечная цель их визита. Лицезрение её должно принести им исполнение желаний и избавление от бед. Но и тут не удаётся приостановиться - служители храма направляют людской поток дальше, чтобы не задерживать ожидающих своей очереди пилигримов. Мы идем по прямоугольному внутреннему двору храма, посередине которого располагается дом Венкатешвары. По четырём сторонам двор окружён галереями, где оказалось возможным найти свободное место и просто посидеть, созерцая окружающую красоту: покрытые древне-тамильскими письменами стены, искусно оформленные колонны, золотую крышу здания, отражающую закатное солнце, статуи божеств-представителей семьи Вишну. Медитации почему-то не случилось. То ли сказался страх закрыть глаза и не уследить за детьми, то ли не отпустило напряжение от пребывания в огромной очереди..

 

Ближе к 18:30 солнце укатилось за горизонт, а мы неспешно направились к выходу, не забыв, впрочем, остановиться у пункта выдачи прасада (освященной еды, которая сначала предлагается божеству, а затем уже людям). Полуголый брамин, как машина, шлепал порции сладкого риса с сухофруктами в одноразовые тарелочки из высушенных листьев баньянового дерева, а его собратья только и успевали по двое подносить огромные кастрюли с новыми порциями еды. Вкусный прасад особенно осчастливил младшую дочь, которая ранее проспала обед, но мужественно не капризничала до самого вечера.

 

По выходу из храма наступило долгожданное блаженство - люди расходились по домам или рассеивались по прилегающей к храму площади, дул свежий ветерок, неподалёку шёл концерт классической Индийской карнатической музыки. Муж ушёл с талончиками забирать знаменитые ладу, мы с бабушкой уселись на каменную мостовую, а дети с радостью использовали предоставившуюся возможность, чтобы порезвиться. Через полчаса муж вернулся, и мы направились к машине - нам предстоял долгий путь домой.

 

И напоследок..

 

Опыт посещения храма в Тирупати оказался интересным, но второй раз я бы на такое не решилась. В Индии очень много невероятно красивых храмов с удивительно спокойной атмосферой, где энергия буквально струится из всех закоулков. Попасть в них ничего не стоит, надо лишь иметь на то желание. Поэтому несколько часов ожидания ради такой короткой встречи с прекрасным показались излишними. Чудес у нас потом тоже как-то не случилось. Разве что появилось чувство, что если что-то происходит, то это непременно к лучшему, ведь мы недавно повидались с Вишну в его основной резиденции.

Что касается обривания наголо, то тут лично для себя я нашла одни плюсы: во-первых, высвободились силы и время, которые раньше уходили на беспокойство об укладке; во-вторых, появилось приятное чувство свободы от того, что принято называть классическими канонами красоты; ну а в-третьих, всем нам иногда хочется "обнулиться" и начать всё сначала. В данном случае потерять пришлось не так много, зато волшебное ощущение нового жизненного этапа засияло внутри всеми цветами радуги.

 

 

Анна Тихая-Тищенко