Южная Индия для россиян

Назад

Тирувалувар

Тирувалувар – это очень известный тамильский поэт и философ. Его самое знаменитое произведение называется «Тирукурал». Изначально книга называлась по-другому. Но со временем люди дали ей такое название. «Курал» значит голос. Это одна из особо почитаемых великих книг в Южной Индии. Создана она на тамильском языке и переведена на многие языки народов мира. Эта книга - сборник афоризмов об этике, политике, экономике и любви. 

Тирувалувар жил в окрестностях Майлапура (к югу от Ченнаи). Валлувар  — это название касты, к которой принадлежал его приемный отец. Настоящее имя поэта забыто, и он вошел в историю под этим именем. Тиру как «Шри» - тамильский титул уважения. Так, его имя означает «святой валлувар». Многие считают его джайном, другие называют буддистом, третьи утверждают, что он был неприкасаемым из касты валлюванов. Несомненно лишь, что Тируваллювар — одна из тех редких душ, видение истины которых не сковано догмами какого-либо вероисповедания. Его учение универсально. Высказывания этого мудреца отмечены глубоким проникновением в человеческую психологию и искренним желанием оказать действенную помощь не- совершенным людям. В сборнике афоризмов Валлювара высокие идеалы удивительным образом соединяются с практичностью его советов.

Эпоху, в которой жил и творил Тируваллувар, нельзя определить с точностью. В некоторых источниках сообщается, что он жил примерно 2000 лет назад, однако, этому нет точного подтверждения, и поэтому, принято считать, что по разным гипотезам, основанным на текстологическом анализе «Тируккурала», он мог жить от 2 в. до н. э. до 8 в. н. э.

Говорят, что Тируваллувар был женат на девушке по имени Васуки и что их супружеская жизнь была образцом для подражания. Она подчинялась его воле безропотно! Как вы думаете? Это возможно?

Его жена Васухи до сих пор считается образцом верности и преданности мужу. Как-то Тируваллувар решил испытать ее и предложил сварить горсть песка так, чтобы получилась рисовая каша. Васухи выполнила просьбу и накормила его отменным рисом, ибо сами боги помогли превратить песок в рис.

Очень мало точной информации о жизниТирувалувара. О нем сохранилось больше легенд, чем достоверных сведений.

Великая тамильская поэтесса Авваияр представила Тируваллувара последнему Союзу Тамильских Поэтов. Поначалу, они не хотели принимать Тируваллувара в свои ряды. В то время стихи писались по определенным стандартам, выработанными Союзом. Тируваллувар написал свой Курал - свод изречений или правил поведения в форме рифмованных двустиший. Они решили подвергнуть его произведение, написанному на банановых листьях, испытанию, бросив его в пруд возле храма. В результате, эти листья прибило к цветку лотоса, что было истолковано как добрый знак свыше, и Тируваллувар был принят в Союз поэтов Тамил Наду и прославился по всей стране. Чистота нравов, духовные знания и вечная мудрость, которые воспеваются в Тируккурале, обращены к людям всех религий, разных каст и общин, живших во все времена. Он содержит предписания в поведении людям разных профессий всего человечества, а не конкретной религии.

Все изречения начинаются с буквы "А", которая у тамилов символизирует созидание и у верующих ассоциируется с богом Вишну, который является их Покровителем.

 

ТХИРУККУРАЛ (или просто Курал) состоит из 3 частей:

Добродетель, Материальные ценности, Любовь.

Состоит из 133 глав и 1330 стихов.

КНИГА 1. О ДОБРОДЕТЕЛИ

 

Глава 1. Восхваление Всевышнего

 

1. Как буква «а» есть первая среди всех букв, так все сущее в этом мире ведет свое начало от Адибхагавана — Изначально Су­щего.

2. Что дает приобретение знаний, если постигший их не обнимает стопы Бога,— олицетворение чистого знания?

3. Припадающие к божественным стонам Господа, пребывающего в лотосе их сердца, обретут долголетие уже в этом мире.

4. Обнимающие стопы Всевышнего, который чужд приязни и неприязни, ни в каком мире, не познают страданий.

5. Ни добрые, ни дурные деяния, идущие от темного невежества, не присущи правдиво воздающим хвалу Всевышнему.

6. Следующие неоскверненной стезей Всевышнего, на которой отброшены желания, рождаемые пятью чувствами, отказавшиеся от лжи — обретут долгую жизнь.**

7. Лишь припав к стопам Бесподобного, можно избежать ужасных страданий души.

8. Только прильнувшие к стопам Бога, являющего собой океан добродетели, смогут преодолеть океан рождений.***

9. .Бесполезна глава, не склоняющаяся перед стопами Облада­теля восьми совершенств, как бесполезен и орган чувств, потеряв­ший способность восприятия.****

10. Лишь те, кто припали к стопам Всевышнего, смогут преодолеть безбрежный океан перерождений.

-----------------------------------------------

*Индуизм оперирует несколькими концепциями действий. Согласно одной из них любое деяние есть 'зло, а согласно другой — любое действие рождает и зло, и добро. (Здесь и далее примечания В. Фурники).

** Считается, что идеальный человек достигает совершенства и блаженства с помощью подавления желаний, идущих от пяти чувств—зрения, обоняния, слу­ха, осязания и вкуса.

*** Согласно индуизму душа считается бессмертной, а жизнь рассматривается как бесконечная цепь перевоплощений и перерождений, как наказание живых существ за неправедные деяния.

**** Восемь совершенств представлены в индуизме: самобытие, природная незапятнанность души, мудрость, знание, свобода от привязанностей, милосердие к живым существам, могущество и наслаждение.

-----------------------------------------------

КНИГА 2. О ГОСУДАРСТВЕ

 

Глава 39. Величие повелителя страны

 

383. Тот считается львом среди повелителей разных стран, кто владеет шестью силами — войском, народом, богатством, умным советниками, верными друзьями и несокрушимыми крепостями.

382. Суть истинного повелителя страны составляют всего лишь четыре незамутненные качества: бесстрашие, великодушие, мудрость и энергичная настойчивость.

383. Неотъемлемыми качествами повелителя страны являются неутомимый дух, знания и решительность.

384. Настоящий повелитель страны тот, кто, следуя по стезе справедливости и уклоняясь от несправедливости, свято блюдет свою честь и не нарушает долг — защитника своей страны.

385. Настоящий правитель страны тот, кто ясно видит путь к увеличению богатства, накопления его, сбережения и распределения оного.

386. Люди будут возносить повелителя страны, к которому легко попасть на прием и который ласково обращается со своими подданными,

387. Если повелитель страны ласково говорит с простолюдинами, милосерден и щедр, то подданные восхвалят его и с радостью будут повиноваться ему.

388. Повелитель, который справедливо правит страной и заботится о подданных, всегда будет почитаться людьми как бог.

389. Общество спокойно живет под зонтом повелителя страны, который наделен способностью терпеливо сносить резкие, но справедливые слова от своих подданных.

390. Великий среди повелителей тот, кто в полной мере обладает четырьмя качествами — великодушием, милосердием, справедливостью и искренней заботой о подданных.

-----------------------------------------------

* Огромный зонт от солнца, под которым восседал властелин, представлял собой непременный символ могущества.

-----------------------------------------------

 

КНИГА 3. О ЛЮБВИ

 

Глава 109. Муки при виде любимой

 

1081 Я смущен, увидев ее. Возможно, это сама Богиня Красоты? Или, может, грациозная дива? Или красавица с золотыми сережками?

1082. Ее глаза, встретившись с моими, ясно сказали, что красота привела с собою большую армию.

1083. До сих пор я не знал, каков бог небытия Яма. Теперь он предстал передо мною в облике красавицы с карповидными глазами и смелым взглядом.

1084. Что более прекрасно — ее глаза или невинное очарование? Взгляд ее поглощает душу человека.

1085. Глаза ли это? Или смерть? Или лань? В ее взгляде все лилось воедино.

1086. Если бы чудные брови могли скрыть ее взгляд, то глаза той красавицы не рождали бы во мне мучительного любовного

желания.

1087. Повязка на упругой груди лотосоокой подобна повязке на глазах слона, когда он учует течку слонихи.

1088. Неужто сила моя, наводящая трепет па врагов, разрушена чарами красавицы?

1089. Разве нужны какие-либо украшения для красавицы с чудными юными глазами и робкой стыдливостью?

1090. Желание опьяняет того, кто видит возлюбленную — в отличие от вина, которое пьянит лишь выпивших его.

 

Тирукурал / Tirukural (Священная книга тамильской мудрости).pdf

 

Нетрудно заметить, что мудрые изречения Тируваллувара поразительно современны, обладают универсальностью и непреходящими человеческими ценностями. Так, мудрец Тируваллувар считает, что свирепый правитель намного страшнее обычного убийцы. И если страна имеет сказочные богатства, то с таким правителем она станет нищей. Словно в наши трагические дни смотрит Тируваллувар из глубины веков, когда говорит о том, что земледелие играет главную роль в жизни страны (глава 104): «Чем бы ни занимались люди в этом обширном мире, они не выживут без плуга и поэтому идут за ним. Вот почему земледелие — наивысшее из всех занятий, хотя и очень трудное». Можно сказать, что книга вторая «О государстве» представляет собой концепцию государственного устройства. .

Третья книга «О любви»—это своего рода поэма о влюбленных, в которой показаны отношения юноши и девушки от их знакомства до супружества.

 

Мемориалы

 

Статуя Тируваллувару возведена в г. Каньякумари (самый южный мыс индийского субконтинента), в месте слияния трёх морей.

Первый камень был заложен в 1979 г., над её созданием трудились 500 скульпторов под руководством д-ра Ганапати, работы были завершены в 1999 г. и иногурация состоялась 01 января 2000 г. Памятник открыл тогдашний гл. Министр Тамил Наду Д-р Карунаниди.

Каменная статуя имеет всего в высоту 133 футов (по числу глав Курала).

Пьедестал = 38 футам в высоту (38 глав в первой части Курала - Добродетель)

Фигура Тируваллувара = 95 футов (кол-во глав в остальных двух главах Курала).

Вес статуи - 2000 тон.

Общий вес с постаментом - 7000 тон.

Статуя Тируваллувара состоит из 1283 каменных глыб.

 

«Валлуваркоттам» - это популярный памятник в Ченнаи, посвященный Тируваллувару. Был построен Карунаниди в 1970-х годах. Сооружение в Валлуваркоттаме – это храм-колесница, похожее на храм колесницы в Тхируварур. В 39-метровой колеснице установлена статуя Тируваллувара в натуральную величину.

Зрительный зал «Валлуваркоттам» вмещает около 4000 человек.

Архитектором мемориала является южноиндийский архитектор В. Ганапати Стхапати, который также является архитектором статуи Тируваллувара в Каньякумари.

9 августа 2009 года в Ульсуре, недалеко от Бенгалуру, состоялось торжественное открытие памятника великому тамильскому поэту. Этот памятник один из первых, который поставлен тамильскому поэту, но в другом штате.

Существует также его статуя в Рассел-сквере, в Лондоне.

Правительство Тамилнада празднует 15 января как "Тирувалувар день" в честь поэта, в рамках празднования Понгал.

 

Эта статья была написана с помощью следующих источников:

http://tirukkural.narod.ru/txt.htm#_Toc60635227

http://kural.ru/578.htm

 

By Ketaki Chandrasekar